EUROTRIP 2013 – Португалия

flag

Португалия. Юг и столица.
После ряда вояжей по Испании мы задумались о посещении ближайшего ее соседа – Португалии. Пару лет собирались, но останавливало то, что как-то не было визы на момент желания, а суета с получением как правило выливалась в то, что проще сделать это через турагента, а там заодно уж и… Испания, с полугодовой визой, успевавшей истечь до наступления очередного отпуска. Но вот в очередной раз испанцы дали аж двухгодичный шенген и к очередному отпуску стало возможно ехать куда угодно в страны Шенгенского соглашения, не морочась дополнительной бюрократией и визитами в консульства – это, для живущих в Иваново как мы, хоть и не сверхзадача, но потерянный день и катание до, по и обратно из Москвы, что давно вызывает исключительно отвращение.

Словом, две недели отпуска, который надо отгулять, чтоб не пропал, выпали на вторую половину октября, когда во всей Европе уже холодновато для разнеживания под солнцем – а ведь хочется себе и лето продлить, в наших-то краях уже и заморозки, не говоря уж о перманентной слякоти и грязи. И вот – виза в паспорте, и – Португалия. Никаких контактов с турагентствами, так что – вперед и с песней. По интернету заказываем билеты туда и обратно. Самый дешевый и приличный вариант – это, разумеется, никакие не российские, а нормальные западные авиакомпании. Туда – Lufthansa с пересадкой в Мюнхене, обратно – Tap Portugal/Swiss Airlines, стыковка в Женеве. Был еще неплохой по деньгам вариант через Лондон/Гатвик Easyjet’oм, но выяснилось, что в Гатвике нет транзитной зоны, а потому нужна транзитная британская виза. Отпало. Пришлось учесть еще нюанс, что Женевский аэропорт на ночь закрывается (да, всех просто выставляют за дверь до утра), дабы промежуток между рейсами не попал на ночь.

Краткое резюме после всех полетов: ребята, не читайте советских газет ни до ни после обеда. В том смысле, что российскими авиакомпаниями сравнительно с западными – летать не надо ни за какие деньги и уговоры. Кстати, удивитесь – российскими дороже и будет. А сервис, точность и комфорт просто не сравнимы даже в эконом-классе. Самолеты новые, все чистейшее, ничего не дребезжит, не воняет разогретой едой, стюардессы умудряются как-то управляться втрое быстрее наших, при этом улыбаться и шутить на трех-четырех языках, словом другой мир уже начиная с самолета. Еще разносят «алкоголь забесплатно» и его никто не берет, удивительно, да?

У вас есть план, мистер Фикс? – Конечно, целый мешок… План был прост и незатейлив – пока еще не совсем поздняя осень, провести неделю на южном побережье Португалии – Алгарве, возможно даже позагорать, это курортное место, покататься по разным городкам и достопримечательностям, в ста километрах – испанская граница, так что можно вполне и туда, в Севилью и окрестности, ну а на вторую неделю – переместиться в Лиссабон и может быть окрестные города, на сколько сил хватит.

0 Карта

Условный центр Алгарве – город Фаро, там же и аэропорт, куда прилетает довольно много рейсов. Мы заказали по интернету на неделю гостиницу возле Албуфейры – это, так сказать, наиболее известный курорт в тех краях. Хотя неподалеку есть еще ряд городков, могущих претендовать на это название. Гостиница на самом деле – апартотель, т.е. номера с кухней, где можно самим готовить. Ресторана в гостинице нет. Таких вообще довольно много и концепция проживания конечно отличается от стандартного турпакета, когда турист всем обеспечен. Но мы именно к такому спартанскому варианту и стремились: нет никаких толп туристов, все – самостоятельно, гораздо более спокойно и никто никому ничем не обязан. Цена за студию с кухней у океана была архисмешной – 25 евро в сутки «вместе со всей коммуналкой», сменой полотенец-белья и прочего, уборкой и улыбающимся – опять! – персоналом, даже уборщицами. В нашем Иванове снять гостиницу будет вчетверо дороже, не говоря уж о некотором напряге данного мероприятия.

Из России же была арендована машина – Опель-Корса с моторчиком 1,2 и автоматом, к которому в силу ряда причин есть привычка. Автомат обошелся гораздо дороже, зато прокатная контора не стала по этой причине брать депозит. Ну и на том спасибо, тем более что контора настойчиво втюхала страховку от всех неприятностей за дополнительные 11 евро в день, что за две недели составило полторы сотни. Ну да ладно. Корса вела себя вполне прилично, разве что на затяжных подъемах движок захлебывался, а автомат тупил, забывая переключиться на пониженную передачу. Приходилось дергать передачи вручную. Пользовались машиной ежедневно в течение двух недель, ни в чем себе не отказывая. Бензина (по 1,6 евро/литр) за этот период ушло ровно на сто евро, то есть машинка была вполне экономичная. Прокатчик – Auto-Jardim, фирма не без огрехов, но подешевле, чем большинство европейских глобальных. В целом рекомендовать можно, но некоторый осадок остался. Заключается он во-первых, в настойчивом навязывании страховки, которая по идее уже была включена страховым брокером при бронировании авто (а по словам прокатчика – нет, кто соврал, до сих пор непонятно). Ну а второе – сдавать авто мы собирались при вылете в обратный путь, уже в Лиссабоне, т.е. в другом офисе конторы. И вот этот офис вообще отсутствовал на картах, в Google-maps и прочих местах. Пришлось списываться с customer – поддержкой и просить выслать хотя бы фотку здания и уточнить место. Оказалось, оно свежепостроенное и на гугле его просто еще нету. Ну, разобрались, хотя некоторое разгильдяйство ощутилось. Впрочем поддержка в лице некоей Изабель Сантуш отписывалась мгновенно и точно отвечала именно на заданные вопросы – это плюс, по крайней мере именно мадам Сантуш.

Итак, закинули чемоданы в авто и поехали в свой отель. Место было выбрано по ряду отзывов на буржуйских сайтах, все оказалось вполне адекватным ожиданиям. Более того, вместо заказанного номера-студии нам дали двухкомнатный апартмент, с отдельной спальней за те же деньги. Это порадовало. На ресепшн присутствовал бесплатный Wi-Fi, убирались ежедневно кроме воскресенья, все вовремя меняли, принесли по нашей просьбе тостер для кухни и вообще было очень приятно.

3 Апартаменты в гостинице. Прямо и левее -проход в спальню.

4 Вид из апартаментов

5 Кухня в апартаментах

До океана оказалось метров 200 под горку, огромный пустой пляж, достаточно чистый и без народа – ну, сезон был уже не купальный, да в океане не особо и расплаваешься – прибой такой, что валит с ног даже в штиль. С погодой повезло не очень – всю неделю на юге было периодически пасмурно и три дня с перерывами бывал дождь. Поскольку тепло, все быстро высыхало, но вот с загоранием особо не получилось, пришлось восполнять путешествиями по округе.

1 Аисты в центре Фаро

Разумеется скатались мы в Фаро, посетили старый центр города, крепость, обнесенную стеной, всякие внутренние здания исторического значения, погуляли по набережной, проехали сам город вдоль и поперек, пошопили местный молл, где впрочем ничего сверхъестественного не оказалось, погуляли по улицам.

2 Фаро - вид на старый город

В прокат кстати в городе дают прелестные электромобильчики Рено-Твиззи, для них бесплатны некоторые парковки, есть места для зарядки и вообще смешной агрегат – за 45 евро в день можно ни в чем себе не отказывать, хотя это больше напоминает самоходное кресло, чем авто. Ну и внутри – полтора места, водитель еще кое-как сидит, а пассажир сзади него – это или ребенок или существо с очень гибкими ногами, взрослый там взвоет через 10 минут.

2-1 Электромобиль. Бери и катайся - 45 евро в день.

После Фаро были в Эштое – небольшой поселок к северу, там весьма приметный дворец местной знати, переоборудованный под отель, с сохранением всего старого антуража. Очень приятно что, туда можно совершенно свободно зайти, получить разъяснения и помощь персонала, погулять, пофоткать, выпить кофе и насладиться видами.

6 Дворец в Эштое

7 Внутри эштойского дворца

На следующий день двинули на запад через Албуфейру, Портимао, Лагош – до самой южной точки Европы – мыс Кабо де Сагреш, где располагается одноименная крепость-форт средневековых времен. Неподалеку другой мыс – Кабо де Винсенте, это как бы самая Юго-Западная точка Европы, хотя это некий паллиатив конечно.

8 Так заканчивается Европа - мыс Кабо да Винсенте

Более ценен в этом отношении мыс Кабо де Рока возле Лиссабона, это вот самая западная точка. Ну, побывали на всех. Виды внушают, материк в этих местах обрезан как ножом и высота утесов, опускающихся в океан достигает нескольких десятков метров. Внизу бушуют волны, неспешно бьющие в камень. Такие места – из разряда «где душа разворачивается», какое-то из них надо посещать хотя бы раз в год. По пути трасса около городка Портимао проходит через дельту, что-ли, реки – такое чертовски заболоченное гниющее место – поверх идет мост с трассой, а под ним примерно километр в ширину это вот природное болото. Душок стоит – хоть топор вешай. Вероятно местная недвижимость о-очень дешева по этой причине. А может принюхались.

Сам городишко Сагреш у одноименного мыса мало отличается от большинства попутных – они похожи, провинциальны и однообразны. На мысу сооружен древний форт, частично реставрированный. Ничего там особо интересного нет, но вот пройти форт насквозь и погулять по мысу стоит. Он довольно сильно выдается в океан, так что справа-слева вода, снизу шум волн, и в общем-то уже и телефон не работает. Едем назад. Везде чисто, много кафе, мелких магазинчиков, тихо, приветливые лица и спокойствие. Чуть пошумнее: проезжаем Лагош – это курортное место, да и застройки побольше. В нем мы также проехали по совершенно завитым и сильно наклонным улицам, зашли в церковь, поглазели на идущую службу, не попали в музей в соседней церкви (уже был закрыт), пофотографировались и поехали далее.

Лирическое отступление.
Португалия в южной и столичной частях показалась очень приветливой, может быть даже более, чем Испания, в отношении которой у нас самые радужные чувства. Гораздо шире развито понимание английского (вряд ли это конечно есть в дальних деревнях, но ни разу в общем-то не возникло проблем пообщаться по-английски, что в Испании местами было невозможно). Худо-бедно на нем говорят очень многие, а хорошо – вполне заметное количество. Почти нет арабов и арабоязычных товарищей – ни визуально, ни в хиджабах-платках, ну – никак. Одни белые. В Испании с этим хуже, арабских физиономий уже хватает. Почти нет русских – это, как ни непатриотично, очень хорошо. Больше украинцев и молдаван, они сюда эмигрировали в свое время в значительных количествах, но не напрягает. Из темнокожих – этих вполне заметное количество – много бразильцев, но повадки их как у нормальных белых людей, т.е. никакого расового отличия не заметно, поэтому собственно выше и написано «одни белые» – не чувствуется разницы.

Дороги, как было сказано, вполне приличные, везде все размечено, таблички, указатели, заблудиться невозможно, ну это как и везде в Европе. Скорость на автобанах – 120 км/ч, на прочих – от 70 до 90, в зависимости от участках, в населенных пунктах – 50, кое-где есть радары и этот факт всегда обозначен знаками и надписями. Народ, по отзывам, ездит агрессивно, но мы ни разу не заметили, а уж в сравнении с российскими водителями, португальцы – просто ягнята за рулем, как тоже было написано в каком-то отзыве московских туристов. Правила вполне соблюдаются. Иной раз мы на своей корсе пыхтели предписанные 50, а за нами тянулся длинный хвост из всяких кайеннов и аудей, но никто ни разу ни бибикнул, ни моргнул, ни сделал попытки обогнать. В России все бы давно уже усвистели за горизонт. Тут я даже сдавал иногда к обочине, чтобы пропустить накопившихся за спиной, которые сами по себе ехали все же чуть быстрее, но опять-таки в рамках приличий. Местами есть радары, но перед ними всегда уйма табличек и знаков. В городах справа часто выделенные полосы для общественного транспорта. И удивительно – никто, кроме таксистов, на них не вылезает, все аккуратно едут в более левой полосе, даже если она одна и машин много. Бардака, подобного российскому, на перекрестках нет.

Очень много кругового движения, опять же как и везде в Европе и развязок. Просто перекрестков со светофором как в России – не так уж много, где возможно – построены именно развязки. Удобно. Вообще в который раз понимаешь, что страна для людей, а не наоборот. Днем – сиеста, никто никуда не торопится. Люди доброжелательны и вполне отзывчивы, пожилого человека всегда кто-нибудь переведет через дорогу, а окружающие машины остановятся задолго и будут ждать.

Чего в Португалии плохо – так это дело с парковками. В Алгарве еще куда ни шло, место курортное и в несезон было относительно свободно. А вот в Лиссабоне, куда мы поехали позже – это просто кошмар, Москве и прочим даже не снилось. Практически каждый угол куда можно приткнуться – платный. Город очень плотной застройки и на крутых холмах, парковаться – искусство не для всех. На стандартном седане весьма тяжело, поэтому везде преимущественно мелкие короткие хэтчбэки с покоцанными бамперами. Попробуй сунься в с трудом найденную дырку в ряду машин на склоне градусов этак 20 с брусчаткой под колесами! А дырка – габарит машины плюс 30 сантиметров. Упражнение уж точно не для российского человека. Ну, кое-как справлялись. Правда опель-корса – та еще забава, на склоне он просто не едет в гору без «газа в пол», а при этом колеса уже юзят по скользкой брусчатке, а до ближайшего бампера – те самые 30 см. А отпустишь – покатишься назад, а там следующая машина. Все, впрочем, слегка царапанные, привыкли видать.

Да, собственно переходим к Лиссабону. Побыв в Алгарве и неспешно погуляв по окрестностям, сдали номер в гостинице и покатили в столицу. Тут надо еще заметить по автомобильной теме: часть дорог в Португалии платные, это как правило – магистрали, с номером, перед которым стоит буква А. И вот не выскочить случайно на них – задача не из простых. Дело даже не в стоимости проезда, а в механизме оплаты: для местных существует прокат или покупка радиотранспондеров, это прибор крепящийся на лобовом стекле с радиодатчиком, который фиксируется проезжаемым пунктом оплаты и с лицевого счета хозяина списывается сумма за проезд. Для туристов такая штука менее доступна (хотя как-то в прокат где-то ее можно взять, но у нас руки не дошли: называется она Via Verde – «зеленая дорога», занимаются ей заправки Gulp, местами встречаются логотипы, можно в общем было напрячься поискать-арендовать-разобраться, но мы не стали), поэтому у машины просто засекается номер, а далее – самый геморрой. Надо идти не ранее 48 часов и не позднее, чем 8 суток с момента фиксации номера на почту!, говорить там номер машины и платить сообщенную сумму. Есть некий сервис, позволяющий делать это через интернет, но с рядом оговорок и ограничений, которые в силу местной специфики языка мы не стали осваивать. Поэтому старались просто избегать платных дорог; вроде бы получилось, но не исключено что где-то и попали под соответствующую камеру и счета еще придут в Россию. Основная же засада в том, что если проедешь по платной дороге например менее, чем за 2 суток до отлета в Россию, то оплатить не можешь никак, даже если знаешь про это и идешь на почту.

Так что рецепт – не соваться на платные дороги. Он вполне выполним, тем более что номера дорог в целом везде очевидны и просто надо быть внимательным. Ну, а бесплатные – как минимум есть параллельные, не худшего качества, не особо загруженные и при небольших расстояниях – одолеваемые вполне за близкое время что и по скоростным платным магистралям.

Так мы и одолели путь от Алгарве до Лиссабона, воспользовавшись бесплатной отличной трассой, идущей параллельно платной. Перед самым Лиссабоном пришлось уже выехать на магистраль, подходящую к мосту через залив, ведущему в Лиссабон. Это мост Васко да Гама, названный в честь знаменитого португальского мореплавателя. На деле он Вашко да Гама. И вообще в Португалии если видишь букву s – то, как правило это звук «ш». Поэтому Карлос превращается в Карлуша, Луис – в Луиша, и из шипящих звуков можно построить вавилонскую башню. Слушать португальскую речь, например, по радио первое время смешно, до того все шипят, прямо поляки с «пшеканием». Португальский язык хоть и напоминает испанский, соседи все ж, но отличий много вплоть до «совсем-совсем». Помните, в «Детях капитана Гранта» Жак Паганель по ошибке изучил его вместо испанского? Так что выбирайте правильно.

Ну так вот – мост. Это циклопическое сооружение в несколько километров через залив со свайной частью на основном отрезке и – пилонный подвесной кусок уже ближе к Лиссабону, он выше и живописнее. Проезд – 2,60 евро для мелкого легкового авто, взимается в обычной будке на пункте оплаты, без новомодных камер. Ехать по нему – отдельное удовольствие, вид города и залива со всех сторон вполне стоит уплаченных денег. Наш вид был слегка попорчен пасмурной погодой, но может еще случится там побывать и в солнечную.

Лиссабон – город контрастов, как говаривала управдом – Мордюкова в любимом фильме.
9 Лиссабонская улица сверху

Во-первых – он очень стар. Центральная часть видала и конкистадоров и Вашко да Гаму с Бартоломео Диашем – тоже был такой купец-мореплаватель, известный тем, кто не забыл географию и историю. Много церквей католического, естественно, толка; очень старых домов – вплоть до степени полуразрушенности, мощеные камнем улицы – этого вообще много везде в Португалии. Но все это, как ни странно, не носит печати убогости или заброшенности. Достаточно чисто, вообще страна показалась очень чистенькой, сравнительно с Испанией. С небоскребами у побережья залива соседствуют какие-то фавелы, фактически огороды с домушками, напоминающими садовый сортир и по размеру и по конструкции. Этого не так много, но в глаза бросается. Новые районы – вполне европейского вида и типа застройки.

9-1 Старый центр Лиссабона

Во-вторых он очень красив. Нет никаких лужковых-собяниных, уродующих историческое лицо города. Вся застройка ведется в сторонах. Если что-то и построено в центре – это аккуратно вписывается в окружающую архитектуру.

В третьих, показалось, что центр – таки остался жилым, а не превращен в офисы. То есть машин в него прется относительно мало, на дорогах почти нет пробок, хотя самих по себе в городе машин полно – я уже упоминал о практической невозможности запарковаться на уличной обочине.

Поселились мы практически в центре, около авениды Либердад – это одна из центральных улиц, аналог, наверное, московской Тверской – пафосные отели, бутики и выход улицы к центральным площадям. Чего нет на Тверской – так это фонтанчики и красивые тенистые аллеи. Чего не хватает Либердад до Тверской – это значительно большего количества людей, грязи-пыли, запаркованных на тротуарах джипов. Наша гостиница была чуть в боковой переулок, потому обошлась впятеро дешевле, при этом находилась на холме и впритык к ботаническому саду – было достаточно тихо, спокойно и обзор открывался фактически на крыши окрестных домов. С парковкой везло – у гостиницы была собственная парковка машин так на шесть, но занималась по принципу «кто успел, того и тапки», речь о машинах постояльцев. Нам все дни везло, так что мыкаться в поисках свободной дырки по кварталам вокруг не пришлось.

Очевидный негатив – есть бомжи. Махровые такие, причем ошиваются возле отелей и бутиков, там же и ночуют. Полиция их не гоняет никак, местные нам сказали, что «свободная страна» – хочешь, бомжуй, проси подаяние. Но их немного и они, по словам опять же местных – все иностранцы, да и есть только в Лиссабоне и относительно крупных городах. То есть осознанный выбор «кем быть». Ну, не нам судить.

23 Подайте старому несчастному котику...

Легкая сложность возникла с «поесть». В радиусе пешей доступности почти не оказалось продовольственных магазинчиков, а рестораны и кафе хоть и были – но производили больше впечатление фастфудных или очень плотно набитых и шумных. Но мы были на колесах, поэтому проблема решилась. В силу языковой тупости возникла даже смешная ситуация. На «тверской» обнаружили ряд указателей на Пласа Рестарадорес, даже и с парковкой под оной площадью и отчего-то мы проассоциировали это название с ресторанами. Ну, думаем, туристический центр – явно там сгруппированы всякие едальни. Пошли. Ресторанчики нашли сбоку на параллельной улице во множестве, так что почти не ошиблись. Но вот площадь была посвящена реставрации – вовсе не еде, а восстановлению независимости, как можно было бы догадаться по латинскому корню. Красиво там, по центру здоровенный обелиск с изваяниями «реставраторов», рядом театр, прекрасные здания. Буквально через 200 метров еще одна красивая площадь и вокзал Россио, тоже обелиск и два фонтана.

вокзал Россио

От вокзала ходят поезда в одну сторону от Лиссабона; по другую сторону центральной этой улицы расположен и другой вокзал – Санта Апполония, с линиями в противоположную сторону. Там же у Апполонии – порт, стоят здоровенные корабли, ростом в 12 этажей. А может и выше – стоял какой-то океанский лайнер, вдоль которого мы только ехали на машине «целую вечность». Вся эта старая центральная часть иссечена улочками с магазинчиками, кафе и крохотными сквериками.

По Лиссабону – старой его части – ездят во множестве мелкие трамвайчики, являющиеся его символом. Чуть больше наверное нашей маршрутки по вместимости (это комплимент маршрутке). Едут, бренчат, везут народ. Некоторые катаются даже на подножке, не потому, что внутри ехать денег нет, а из озорства. Колея вдвое уже нашей, платформа довольно высокая, как он не падает на поворотах и крутых подъемах – загадка.

13 Школьники на лиссабонском трамвае

Еда. Ничего такого уж аутентичного в Португалии мы не ели. Читали, что есть тут такое ах и ух блюдо – курица пири-пири. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это банальная «кура-гриль» и желание дегустировать пропало, а про «пири-пири» подумалось, что это просто звукоподражание типа нашего «цып-цып» или какое-то квохтание. Конечно масса всяческого разного замечательного портвейна – это без проблем достойная штука, но не все любят именно портвейн – это довольно крепкое и сладкое вино. Впрочем есть вариации… Отдегустировали конечно. Есть некое разрекламированное «зеленое вино», которое при опробовании оказалось обычным простецким столовым белым и энтузиазма не вызвало. Встретилось популярное в мексиканских романах Джека Лондона – агвардиенте (помните, в «Сердцах Трех» полицейские квасили его, пока герои им не подбросили ящик виски?). Купили на пробу – оказалось не на наш вкус. Самогон какой-то, брр! Хотя встречается тут – как положено и VSOP и XO, евро по 40, в красивых бутылках и упаковках. Но мы не повелись и покупать не стали, хватило опробованного.

По старой испанской привычке хотели купить хересного брэнди (brandy de jerez), так популярного в Испании и хамона (сыровяленое мясо такое – jamon). Так вот оказалось, что Португалия – даром что соседняя страна – с этими продуктами дружит мало. Брэнди нашелся только в испанском магазине, в центре Лиссабона построен испанский универмаг El Corte Ingles, да и хамон похоже был только там. В разных португальских магазинах мы покупали то, что визуально напоминало хамон – но увы, им не являлось на вкус. Это presunto – в общем то же ветчина, как и итальянский prosciutto, но не хамон. Хотя своеобразный, на любителя, вкус кому-то и понравится, скорее как немецкий шпек. Но наши симпатии пока на стороне Испании в этом отношении.

Искали и нашли отмеченные ранее в интернете мегапирожные – Pastel de nata. Это очень популярное тут лакомство – что-то вроде маленькой (диаметр 7-8 см) «тарелочки» из теста с заварным кремом. Продаются на каждом углу, а есть и специальный магазинчик, куда народ стоит прямо очередью длинным хвостом с улицы, где готовят эти пирожные по «веками хранимому рецепту». Ну, маркетинг конечно, но вкусно и отличия от других продающихся есть. Заведения с этими пирожными, фактически кофейни, встречаются часто и называются паштелярия. Кафетерия, в общем.

Частенько встречаются передвижные жаровни с каштанами, их жарят и продают в кулечках по 1,5-2 евро за кулек (ну, штук 12-15 умещается). Купили попробовать забытый вкус детства, что-то не впечатлило, должно быть сильно забыли. Закрывая тему еды – подытоживаем. К сожалению, сказать мало что – так как мы большую часть поездки покупали продукты и готовили сами. Аутентичного чего-то не встретили, а чего встретили – не запомнилось ни вкусом, ни антуражем, кроме вот пирожных. Ресторанов и закусочных много, но они почти все имеют большой минус – расположены внутри зданий, что для летнего города грустно, в них если есть хоть сколько-то народа – сразу шумно и плотно. Дефицит места на улицах, так-то вот, а хотелось бы посидеть на воздухе. Это о старом городе. В других местах с площадями попроще.

Культпоходы.
10 Монастырь Жеронимуш

Для начала мы решили ударить по монастырю Жеронимуш – национальная гордость и туристический аттракцион. Это такая здоровенная длинная постройка на берегу залива, где монахи… ну, впрочем вы знаете что обычно делают монахи в монастырях. Развивали науку, культуру, участвовали в госуправлении и вероятно себя тоже не забывали. Сейчас это главным образом памятник архитектуре, культуре, сборник денег с туристов и просто красивое место. Там и кафедральный собор, и внутренний двор и всякие красивые залы и экспозиции с многовековой историей страны. Интересно, здорово и безусловно стоит посещения. Часа 1,5 вполне хватит. Внутри, кому интересно, могилы (точнее саркофаги с памятниками-изваяниями) мореплавателя Вашко да Гама и местного «наше все» поэта-писателя – Луиша Камоэнса, автора «Лузиады» – гигантской исторической поэмы про все сразу – это по ней Паганель нечаянно изучил португальский.

11 Могила Васко да Гама

Судьбы обоих интересны и поучительны, но это уж найдете сами в интернете. Вообще истории местных венценосцев и приближенных особ достаточно грандиозны, страна – да как и многие европейские – пережила массу потрясений, взлетов и падений, так что ознакомиться стоит. Отдельно стоит упомянуть инфанта Энрике «Навигатора» – в доколумбовские времена приложившего массу усилий к становлению Португалии «владычицей морскою», это культовая фигура и ему также воздвигнуты памятники и в целом народ вполне чтит такие национальные святыни.

12 Сторожевая башня Белем

Неподалеку от монастыря сторожевая башня Белем (так вообще тут райончик называется). Стоит прямо в воде залива, имеет высоту этажей 5-6, наверх заходят по винтовой лестнице поочередно со спускающимися туристами – очень узко. Красивая и стильная постройка, даже удивительно что в средние века такое воздвигли. Башня охраняла вход в залив Лиссабона и постреливала пушечками по врагам. Пушечки остались – мелкие какие-то, по мне из них выпалить метров на 200 – максимальный результат. Но может быть стреляли и дальше, кто их знает. Между башней и монастырем – здоровенный выставочный и культурный центр – современное сооружение из бетона. Внутри кафе, выставочные и конференц-залы, туалеты, удобная парковка. Проходит кстати аукцион искусств Сотбис, так что желающие могут чего-нибудь сверхдорогое приобрести.

13 Трапезная при дворце королей Ажуда

После монастыря мы двинули в старый королевский дворец Ажуда. Вот там, в отличие от монастыря, не было практически не души, а посмотреть было куда более чего. Натуральный дворец, половина из коего правда занята министерством культуры, а оставшаяся – превращена в экспозицию. Рассказывать, как и о всех музеях бестолково – надо посещать. Одно скажу, это самая полная и достойная интереса музейная экспозиция из виденных нами в Лиссабоне (наверное есть и другие, а может и более интересные, но вот так). Весь антураж, вещи, мебель, картины и прочее, принадлежавшее королевской семье представленно наглядно на расстоянии вытянутой руки. Рекомендую. Рядом с дворцом – маленький ботанический садик, но в него как раз можно и не ходить, стоит 4 евро, а толку на пол-евро. Гораздо более толковый большой ботанический сад возле Принcипе Реал, в центре города, если уж кто охоч до ботаники и садов.

16 Национальный дворец в Синтре

На отдельный день мы запланировали вояж в Синтру. Это небольшой городок в 15 километрах от Лиссабона, немного в холмы. Там более прохладный климат и всякая знать понастроила себе дворцов и вилл, часть из которых сейчас опять же – музеи. В Синтре, если очень грубо – пять мест, которые стоит посетить туристу, не считая конечно улиц самого городка. Это сам по себе дворец Синтра – практически в центре городка. Небольшой, но тоже с отличной экспозицией. Минут сорок на него достаточно. Далее надо уже забирать чуть вбок от города – там поместье Кинта да Регалейра.

19 Усадьба Кинта да Регалейра

Великолепный парк на склоне горы и вот тут-то тот случай, когда парк превыше всех похвал и стоит посещения более, чем сам дворец (ну это скорее такая пятиэтажная вилла со всякими башенками и завитушками).

20 Колодец... забвения в парке Кинта да Регалейра.

В парке отличные ухоженные дорожки, аллеи, башенки, подземные гроты и источники – в гротах стоит иметь фонарик и некоторую решимость в голове, сильно не заблудишься, но несильно – вполне можно. Словом – чудесное место, обязательно езжайте.

Дворец Пена при подходе

После – можно двигать в гору, там совершенно суперский дворец Пена. До внешней ограды – на рейсовом автобусе или на своем авто; пешком умучаетесь. Далее за оградой уже можно и пешком, но там есть внутренний автобусик, везущий за 6-8 минут к замку еще вверх по витой дорожке. И внешне и внутри – чисто иллюстрация к сказкам о рыцарях, драконах и ведьмах. Разноцветные башни, контрфорсы, ворота, винтовые дороги и лестницы, все – на вершине довольно крутой горы, словом сказка да и только. Во дворце – отличные виды с горы, опять же музей с экспозицией быта королей и знати, рядом по склону – огромный парк. Ходить по нему надо с пониманием того, что спуститься можно, но затем переть пешком же обратно в гору, где – либо автобусная остановка, либо оставленная вами при входе во дворец машина. Расстояния и наклоны немалые, рассчитывайте силы. Парк великолепен, есть и откровенно редкие растения – например кедры, бразильский, японский, еще всякие чего не упомню. Все это вековых возрастов, т.е. гигантские деревья очень интересного вида. По парку раскиданы всякие королевские беседки, прудики и т.п. – это как раз не очень привлекает, но в качестве ориентиров использовать можно и нужно, ибо дорожки все витые и направление выдерживать трудно.

Дворец Пена

По дороге в Пену можно зайти в мавританский замок – это крепость, построенная еще маврами на соседней горе, но в ней ничего особенного нет, кроме собственно стен тоже такого сказочного вида. А весь замок отлично видно как раз со стен Пена, который расположен выше мавританского. Так что этот визит будет на любителя. Со стен же отличные виды на Синтру, на сам Лиссабон вдали, на океан и еще много куда – это в общем господствующая вершина местности, недаром на ней построили замок-дворец.

Мавританский замок

Далее можно ехать в сторону океанского берега, до которого километров 25 и проехать через дворец Монсеррат – это тоже поместье с красивой постройкой, но сил у нас уже не было, день клонился к закату, а мы хотели попасть как раз к океану ибо эта дорога вела аккурат к мысу Кабо де Рока – самой западной точке Европы. Поэтому Монтсеррат проскочили рядом, успев кинуть взгляд из окна машины и уже в сумерках достигли мыса. На нем воздвигнут маяк, который вполне работал и светил лучом во все стороны, монумент – каменная стела с соответствующими надписями, вокруг бродили запоздавшие туристы, пытавшиеся уловить объективом последний свет над океаном и чертовски сильный холодный ветер. Берег в этом месте как и во многих других – резко обрывающаяся вниз скала, о которую внизу, метрах в 80, бьет океан. Внушает, что и говорить. Ну-с, мыс посетили, поехали обратно.

22 Мыс Кабо да Рока

Между Синтрой и Лиссабоном у дороги есть огромный торговый центр – Sintra Retail Park, вообще это похоже сеть, поскольку мы встречали такое и на юге в Албуфейре и Портимао, только название города отличалось соответственно. Там и гипермаркет и уйма магазинчиков со всяким добром. Заехали в этот самый центр, чуток прибарахлились – это был в сущности финал. Цены в целом среднеевропейские, хотя показалось, что несколько дешевле – и еда и какие-то мелкие товары типа обуви-шмоток, ну – впрочем мы не зацикливались.
Не очень далеко от Лиссабона вполне стоящие посещения и оставленные на будущее – городок Мафра с огромным (более 800 комнат!) дворцом, рядом – дворец Келуш, аутентичная и типизированная деревушка Обидуш, где по рассказам есть чудесный ликер, продающийся в шоколадном стаканчике, который можно съесть в виде закуски, и еще тьма мест, куда мы уже не добрались. Ну, еще приедем, оно того стоит.

Статуя Христа через залив

Последний день мы посвятили пешей прогулке по центральной части Лиссабона – обошли массу улиц, поглазели на народ, дома и магазины, набрались позитивных эмоций и стали собираться восвояси. Машину перед вылетом сдали быстро и без проблем – особенно приятно было, что на въезде в парковку прокатной конторы нас встретила тетка, которая назвала меня по имени – та самая Изабель с которой я переписывался по почте; они ждали нашу машину, быстро приняли, посадили в вэн, который еще с тремя туристами нас забросил в аэропорт.

Лиссабонский аэропорт Портела – вполне современный, удобный и просторный. Зарегистрировались на рейс мы накануне, поэтому тут разве что скинули багаж на стойке авиакомпании, сходили отметить такс-фришный чек в таможне, купили пару шоколадок в дюти-фри и пошли на посадку. Все удобно, без чартерной суеты и озабоченных российских туристов. Пересадка в Женеве опять же прошла без сучка и задоринки. Женевский дюти-фри оказался невелик, с ценами на все «как от самолетов». Ну, Швейцария все же, чего вы хотите. Впрочем девицы-продавщицы в нем неожиданно оказались русскими и любезно помогли с укладыванием алкоголя в корзинку. Вдогонку на кассе нам всучили плюшевого лося к грядущему рождеству, что вызвало зависть следущих в очереди. Но оказалось, что лося дают тем, кто оставит сотню и более франков в магазине. Мы как раз оставили и теперь лось проживает на полке, напоминая о поездке.

Лось

Через 3,5 часа нас приняла Москва, где багаж с нашего швейцарского рейса был просто мгновенно выгружен – еще раньше, чем мы подошли его получать, большинство чемоданов уже каталось на ленте – просто счастье, а может просто для европейских рейсов наши грузчики шевелятся быстрее. Еще часа 4 мы провели стоя в пробках на пути от нее к себе домой, затратив в итоге девять вместо обычных пяти, между пыхтящими фурами и матерящимися в шесть этажей водителями. Здравствуй, Родина! Но не очень-то радуйся, в Португалию мы еще поедем!

COPYRIGHT 2013 © Serge Miroshnichenko

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.